3. Особенности построения и организации ЭС. Основные режимы работы ЭС.

Экспертные системы

Под экспертной системой понимается система, объединяющая возможности компьютера со знаниями и опытом эксперта в такой форме, что система может предложить разумный совет или осуществить разумное решение поставленной задачи. Дополнительно желаемой характеристикой такой системы, которая многими рассматривается как основная, является способность системы пояснять по требованию ход своих рассуждений в понятной для спрашивающего форме.

Основные особенности ЭС:

* ориентированы на решение практических задач в трудноформализуемых узких предметных областях,

* результаты работы сравнимы с результатами человека-эксперта,

* «прозрачность» решения,

* открытая совокупность знаний.

Особенности построения и организации ЭС

Коэффициент доверия - число, которое означает вероятность или степень уверенности, с которой можно считать данный факт или правило достоверным или справедливым.

Многие правила ЭС являются эвристикой, т.е. упрощениями, которые эффективно ограничивают поиск решения.

Эвристики используют, если решения не поддаются строгому математическому анализу или алгоритмическому решению.

Поэтому эвристики дают неточное и приемлемое решение.

Различают:

1) Статические ЭС - системы, которые не учитывают изменение окружающего мира за время решения задачи. Интерпретатор - определяет, как применять правила для вывода новых знаний на основе информации, хранящейся в базе знаний. Диспетчер - устанавливает порядок применения правил.

2) Динамические ЭС - учитывают динамику изменения окружающего мира.

Основные режимы работы ЭС

- Режим приобретения знаний

- Режим решения задач(консультации)

В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляет (через посредничество инженера по знаниям) эксперт. В этом режиме эксперт, используя компонент приобретения знаний, наполняет систему знаниями, которые позволяют ЭС в режиме решения самостоятельно (без эксперта) решать задачи из проблемной области. Эксперт описывает проблемную область в виде совокупности данных и правил. Данные определяют объекты, их характеристики и значения, существующие в области экспертизы. Правила определяют способы манипулирования с данными, характерные для рассматриваемой области.

В режиме консультации общение с ЭС осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ его получения. В режиме консультации данные о задаче пользователя после обработки их диалоговым компонентом поступают в рабочую память. Решатель на основе входных данных из рабочей памяти, общих данных о проблемной области и правил из БЗ формирует решение задачи. ЭС при решении задачи не только исполняет предписанную последовательность операции, но и предварительно формирует ее. Если реакция системы не понятна пользователю, то он может потребовать объяснения.

Hosted by uCoz