1. Наследование в объектно-ориентированном программировании

Наследование (inheritance) - это процесс, посредством которого один объект может приобретать свойства другого. Точнее, объект может наследовать основные свойства другого объекта и добавлять к ним черты, характерные только для него. Наследование является важным, поскольку оно позволяет поддерживать концепцию иерархии классов (hierarchical classification). Применение иерархии классов делает управляемыми большие потоки информации. Например, подумайте об описании жилого дома. Дом - это часть общего класса, называемого строением. С другой стороны, строение - это часть более общего класса - конструкции, который является частью ещё более общего класса объектов, который можно назвать созданием рук человека. В каждом случае порождённый класс наследует все, связанные с родителем, качества и добавляет к ним свои собственные определяющие характеристики. Без использования иерархии классов, для каждого объекта пришлось бы задать все характеристики, которые бы исчерпывающи его определяли. Однако при использовании наследования можно описать объект путём определения того общего класса (или классов), к которому он относится, с теми специальными чертами, которые делают объект уникальным. Наследование играет очень важную роль в OOП.

Наследование - один из 3 важнейших механизмов объектно-ориентированного программирования (наряду с инкапсуляцией и полиморфизмом), позволяющий создать новый объект на основе уже существующего объекта, при этом данные и функциональность существующего объекта «наследуются» новым объектом.

Наследование в языке C++

class A{ //базовый класс

};

class B : public A{ //public наследование

}

class C : protected A{ //protected наследование

}

class Z : private A{ //private наследование

}

Класс, от которого произошло наследование, называется «базовым». Классы, которые произошли от базового, называются «потомками» или «наследниками».

В C++ существует три типа наследования: public, protected, private. Спецификаторы доступа членов базового класса меняются в потомках следующим образом:

при public-наследовании все спецификаторы остаются без изменения.

при protected-наследовании все спецификаторы остаются без изменения, кроме спецификатора public, который меняется на спецификатор protected (то есть public-члены базового класса в потомках становятся protected).

при private-наследовании все спецификаторы меняются на private.

Одним из основных преимуществ наследования является то, что указатель на классы-наследники может быть неявно преобразован в указатель на базовый класс, то есть для примера выше, можно написать

A* a = new B;

Эта интересная особенность открывает возможность динамической идентификации типа.

Динамическое определение типа (англ. Run-time Type Information или RTTI) позволяет узнать тип объекта во время выполнении программы (run time).

Для этого применяется оператор dynamic_cast в C++.

"Целевой тип операции должен быть типом указателя, ссылки или void*.

Если целевой тип - тип указателя, то аргументом должен быть указатель на объект класса;

если целевой тип - ссылка, то аргумент должен также быть соответствующей ссылкой.

Если целевым типом является void*, то аргумент также должен быть указателем, а результатом операции будет указатель, с помощью которого можно обратиться к любому элементу “самого производного” класса иерархии, который сам не может быть базовым ни для какого другого класса."

Наследование - в объектно-ориентированном программировании - свойство объекта, заключающееся в том, что характеристики одного объекта (объекта-предка) могут передаваться другому объекту (объекту-потомку) без их повторного описания. Наследование упрощает описание объектов.

Множественное наследование - в объектно-ориентированном программировании этот термин означает, что переменные и методы данного класса унаследованы более чем от одного класса.

Hosted by uCoz