Компоновка ГПС

Компоновка ГПС определяется уровнем ее организационной структуры, степенью автоматизации и специализации технологических задач, типами изделий, серийностью их изготовления, частотой смены продукции и т. д. В то же время создание ГПС невозможно без учета производственных условий и частичной реорганизации производственной системы более высокого уровня, включающей ГПС (п. 1.3).

Во многом размещение технологического оборудования в ГПС определяется типом транспортно-складской системы, с помощью которой регулируют потоки заготовок, инструментов, приспособлений, тары и деталей. Все многообразие планировок оборудования укладывается в основном в три различные схемы планировок (рис. 10).

Рис. 10. Компоновки ГПС: а − с централизованным складом; б − с накопителем в составе транспортной системы; в − с транспортным устройством в составе склада; 1 − станочный модуль; 2 − склад; 3 − транспортная система; 4 − транспортер-накопитель; 5 − робот-штабелер склада

Компоновка с централизованным складом (рис. 10, а). Со склада заготовки в таре или на паллетах передаются к станочным модулям транспортной системой. Заготовки, обработанные на одном станке, передают на следующий станок или возвращают на склад, где они хранятся, пока не освободиться занятый станок. Транспортная система может бать линейного типа или замкнутая. Эта схема очень универсальна, обеспечивает возможность ее наращивания в определенных пределах.

Компоновка со складом-накопителем в составе транспортной сисмы (рис. 10, б). Роль склада выполняет транспортная система (роликовый конвейер замкнутого типа). Загрузку и выгрузку транспортной системы обычно производят на одном месте. Подобная планировка характерна для ГПС средне- и крупносерийного производства с четко выраженной последовательностью и определенной синхронизацией по времени выполняемых операций. Как реализацию этого принципа можно рассматривать станочные модули на базе многоцелевых станков для изготовления корпусных деталей с многопозиционными накопителями.

Компоновка с перемещением деталей транспортным средством в составе склада (рис. 10, в). В этом случае ГПМ непосредственно примыкают к складу, что значительно упрощает доставку заготовок и их автоматическую загрузку. Этот вариант характеризуется простотой загрузки, перемещения и хранения заготовок, но возможности расширения ГПС и замены оборудования при модернизации ограничены. В этом отношении вариант а является предпочтительным.

ГПС, помимо транспортно-складской системы в своем составе имеют и другие системы обеспечения функционирования: системы инструментального обеспечения, автоматического контроля, загрузки заготовок на приспособления-спутники и др. Это оборудование размещают в зоне транспортной системы или автоматизированного склада.

При создании ГПС на основе роботизированных технологических комплексов (РТК) необходимо добиваться такого расположения оборудования, чтобы оно находилось в зоне досягаемости промышленных роботов и одновременно обеспечивалась безопасность операторов, осуществляющих загрузку накопителей, смену инструментов, уборку стружки и т. д.

Перспективными для создания ГПС на основе РТК являются схемы планировок с конвейером-накопителем (рис. 10, б). В этом случае достигается возможность работы с малым тактом, что невозможно при использовании транспортных роботов.

Hosted by uCoz